Verification: c7ba65f3a60ee1ffVerification: b809b3c838a979ad статья из районой газеты эпохи пересройки

Читая Солженицина

1011449063Недавно в «Комсомольской правде» и «Литературной газете» вышла брошюра А. И. Солженицина «Как нам обустроить Россию».
То, о чём вел речь в своей брошюре автор, остро волнует общественность нашей страны. Мы похожи на того богатыря перед камнем: «налево пойдешь… направо пойдёшь…». Затруднения вызваны тем, что мы долго и упрямо шли «верной дорогой», ведомые сусаниными от политики и экономики, а оракулы, способные заглянуть на двадцать лет вперёд, сейчас, похоже перевелись.
Александр Исаевич ничего не навязывает, а только лишь предлагает свои «посильные соображения». С первых же строк ощущается большая сила «посильных соображений», хоти и чувствуется горький осадок в сознании автора от потоков лжи, организованной травли в семидесятые годы, когда Солженицина депортировали за рубеж. Его обвиняли в клевете на советский строй слесари и доярки, председатели колхозов и всевозможные коллективы, не прочитавшие ни одной строчки его произведений, не говоря уже о послушных средствах массовой информации. С вершин теперешнего времени можно — по достоинству оценить тогдашний театр марионеток, сценой для которого была вся страна. Тем более, что сейчас Солженицин признан великим русским писателем.
Разумеется, не всем и не всё понравится в этой брошюре, но таков Солженицин: беспощадный в своей неугодливости. От его пера достаётся и царям, и временному правительству, и современным демократам и даже перед Западом он не снимет шляпу. Солженицин в борьбе за истину не берёт себе в союзники никого, кроме логики и собственной совести.
Естественно, я не собираюсь давать полный анализ брошюры, ибо для этого слишком слабо вооружён. Я бы хотел выделить важные, на мой взгляд, мысли, наиболее актуальные для сегодняшнего дня.
Сейчас, когда открыты шлюзы демократии и гласности, на политическую сцену страны хлынули самые различные политические течения, в возрождения некоторых из них даже трудно поверить. Кто бы мог подумать, что в нашем сознании, столько лет трамбуемом «идеями Октября», могут вновь дать ростки идеи монархизма, анархизма, кадетства…. Каких только партий не наплодило и продолжает плодить наше общество с демократической «голодухи»!
Мы сейчас похожи на того пса, который долго сидел на цепи, и которого спустили с неё. И вот он какое-то время много и бестолково бегает (ой, не наломать бы дров в этот период). Каждая из партий считает, что её программа – самый идеальный вариант постройки счастья народа. Но ведь идеалы коммунизма в теории тоже прекрасны! Все партии наперебой бранят прошлое, да настоящее. Как подсказывает Солженицин, опираясь на нашу историю: «Наши несравненные в 1916 году критики государственной системы через несколько месяцев, получив власть, оказались совсем не готовы и всё загубили. Не из чего не следует, что новоприходящие теперь руководители окажутся сразу трезвы и прозорливы».
Умение критиковать – ещё не означает умение сделать лучше.
Если положить руку на сердце, то можно прийти к выводу, что у нас фактически сохранилась психология мышления периода монархизма. Вот мы говорим: при Сталине, при Брежневе, при Хрущёве, при Горбачёве, при Андропове… Мы привыкли к тому, чтобы все надежды и разочарования концентрировать в одном лице, которое главенствует над нами. Тоталитарная система фактически бережно сохранила монархизм, приучила к подачкам сверху. Благодаря многолетней системе распределительной экономики, мифического равенства у нас выработалась острая зависть друг к другу. Если американец, увидев богато одетого человека, говорит: «Мне нужно побольше вкалывать и крутиться», у нас мечтают: «как бы эту сволочь посадить». Отсюда нетерпимость, нежелание слушать никого, кроме самого себя, отсутствие культуры дискуссии, столь необходимой для многопартийной системы. Зачастую нами правят эмоции и не отступают даже тогда, когда проиграно сражение, а в результате страдает истина.
Интересно разъясняет суть многопартийности Солженицин: «Партия – значит часть. Разделиться нам на партии – значит разделиться на части…. Каждая партия старается прежде всего не для всей нации, а для себя и своих. …Партийная борьба заменяет, где уж там поиск истины – она ведётся за партийный престиж и отвоевание кусков исполнительной власти…».
И вот какой выход, по мнению Солженицина: «Власть – это заповедное служение и не может быть предметом конкуренции партий».
Эрудиция, компетентность, порядочность, честность – неужели этим человеческим качествам нужны ещё какие-то партийные хомуты?
А вот эти слова Солженицина, думаю, должны послужить нам маяком при переделке нашей жизни: «При сильной центральной власти расширять права местной жизни….
Разумное и справедливое построение государственной жизни – задача высокой трудности и может быть достигнута только очень постепенно, рядом последовательных приближений и нащупывний».
«Звезда Придонья» 27 октября 1990 года.
P.S. Очень жаль, что не прислушались к Александру Исаевичу. А вот Китай «при сильной центральной власти», которая была и у нас, по темпам экономического развития сейчас идёт «впереди планеты всей». «А наши несравненные… критики государственной системы…, получив власть, оказались совсем не готовы к ней» и чуть «всё» не «загубили». Не зря и Достоевский предупреждал, что Россию погубит «проклятый либерал». Должен признаться, что я тоже долго поддерживал либералов-западников. Но, как показала жизнь, что все эти либералы, демократы, правозащитники на самом деле – обслуживающий персонал американских интересов в нашей стране. Зря денег Конгресс США не выделяет. Но пока я особо высказываться не буду, а отложу на возможное будущее




Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий