Verification: c7ba65f3a60ee1ffVerification: b809b3c838a979ad Смысл жизни академика Д. Лихачева и предложение Бога

«В чем смысл жизни» академика Д. Лихачева и смысл, к которому призвал нас Бог.

OFz1xGVOHto

Статья академика Д. Лихачева  «В чем смысл жизни» мне попалась в фейсбуке .

«Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть — иначе будет не жизнь, а прозябание. Надо иметь и принципы в жизни. Хорошо их даже изложить в дневнике, но чтобы дневник был «настоящим», его никому нельзя показывать — писать для себя только. Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.

Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже… Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку — лучше, чем юлить и врать. Обманывая, человек прежде всего обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали. Вранье всегда видно. У людей особое чувство подсказывает — врут им или говорят правду. Но нет доказательств, а чаще — не хочется связываться…

Природа создавала человека много миллионов лет, пока не создала, и вот эту творческую, созидательную деятельность природы нужно, я думаю, уважать, нужно прожить жизнь с достоинством и прожить так, чтобы природа, работавшая над нашим созданием, не была обижена. Природа созидательна, она создала нас, поэтому мы должны в нашей жизни поддерживать эту созидательную тенденцию, творчество и ни в коем случае не поддерживать всего разрушительного, что есть в жизни. Как это понимать, как прилагать к своей жизни, на это должен отвечать каждый человек индивидуально, применительно к своим способностям, своим интересам и т.д. Но жить нужно созидая, поддерживать созидательность в жизни. Жизнь разнообразна, а следовательно, и созидание разнообразно, и наши устремления к созидательности в жизни должны быть тоже разнообразны по мере наших способностей и склонностей. Как вы считаете?

В жизни есть какой-то уровень счастья, от которого мы ведем отсчет, как ведем отсчет высоты от уровня моря. Точка отсчета. Так вот, задача каждого человека и в крупном и в малом повышать этот уровень счастья, повышать в жизни. И свое личное счастье тоже не остается вне этих забот. Но главным образом — окружающих, тех, кто ближе к вам, чей уровень счастья можно повысить просто, легко, без забот. А кроме того, это значит повышать уровень счастья своей страны и всего человечества в конце концов. Способы различные, но для каждого что-то доступно. Если не доступно решение государственных вопросов, что повышает всегда уровень счастья, если они мудро решаются, то повысить этот уровень счастья можно в пределах своего рабочего окружения, в пределах своей школы, в кругу своих друзей и товарищей. У каждого есть такая возможность.

Жизнь — прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или ученым. Творчество тоже можно творить. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя. Вот, например, в общество человек может принести с собой атмосферу подозрительности, какого-то тягостного молчания, а может внести сразу радость, свет. Вот это и есть творчество. Творчество — оно беспрерывно. Так что жизнь — это и есть вечное созидание. Человек рождается и оставляет по себе память. Какую он оставит по себе память? Об этом нужно заботиться уже не только с определенного возраста, но, я думаю, с самого начала, так как человек может уйти в любой момент и в любой миг. И вот очень важно, какую память он о себе оставляет».

Отреагировав на эту статью комментариями, я решил, что этого мало, поскольку поднятый в ней вопрос касается абсолютно всех, поэтому решил отреагировать статьей.

Академик Лихачев говорит все правильно и возразить тут нечем, но мне кажется, что его рекомендации по обретению смысла жизни больше похожи на ответ «что такое хорошо» «крошке сыну», который «пришел к отцу», потому, что в жизни все гораздо сложнее и неоднозначно. Приведу пример.

На производстве, где я работал, был главный инженер Яценко Юрий Яковлевич. Был он хорошим специалистом, полностью отдавался работе, всеми уважаемым порядочным человеком, словом, прилежное дитя своего времени. Мы с ним часто общались, еще и потому, что я писал о предприятии и о нем, в районной газете. И вот совсем незадолго до своей смерти, беседуя со мной, он неожиданно заявляет: «Ну, вот совсем, абсолютно нет никакого смысла в этой жизни!» — с ярко выраженным разочарованием в голосе рубанул он ладонью в воздухе.

Меня это очень удивило, поскольку у него никаких проблем  с женой и детьми не было, а на работе  всегда все получалось, поскольку никогда ничего не бросал не доделанным и не позволял это никому. Каких-то претензий к нему не могло быть по определению, поскольку в своих поступках он, думаю, многое, если не все из того, что предлагал Лихачев в поведенческой матрице он ежедневно выполнял. Но тогда, что так могло его разочаровать в этой, в целом удавшейся жизни в конце своего пути? Почему ему показалось бессмысленным то, что он добросовестно ежедневно выполнял в «этой жизни»?

А потому, что в «этой жизни», в которой «Природа создавала человека много миллионов лет» смысла не может быть по определению. Ведь чтобы ты ни создавал и ни достигал, в одну секунду рухнет для тебя вместе с твоим уходом. Разумеется, твоими результатами будут пользоваться другие, но лично тебе-то, что от этого?.. Ведь человек так устроен, что основным мотивом его поступков являются желание и выгода (не обязательно материальная). Это только говорят, что кто-то что-то делает ради кого-то, но на самом деле, я считаю, каждый все делает, прежде всего, ради себя, а в результате получается еще ради кого-то. Тот же Петр I «Россию вздыбил на дыбы» ради себя, а не для народа, четверть которого он погубил при этом, но в результате его погони за тщеславием Россия стала могучей державой. Да и в основе воспроизводства человечества лежит, прежде всего, личное удовольствие, а не будь его, то сколько сейчас народу гуляло бы по нашей планете?.. Но нужда и смысл в результатах желания и выгоды нужны только в «этой жизни», точку в которой ставит вера в Природу. А другой веры у Юрия Яковлевича не могло быть, потому что он прожил в стране, где государственной религией был атеизм.

Ситуация радикально меняется, после того как человек обретает Бога, Который в конце пути «в этой жизни» ставит вместо точки – PS – продолжение следует! И тогда жизнь обретает смысл, о котором говорится в тексте Библии. Только канонический текст имеет неправильный перевод, из-за чего имеется немало отталкивающих противоречий, с которыми очень образованные богословы до сих пор никак не могут разобраться. Хотя в действительности никаких противоречий нет, а есть ошибочное понимание. Поэтому ваш покорный слуга предлагает собственные изыскания в этом направлении, и при этом буду использовать современные представления.

Из 1-й главы Библии «Бытие» мы узнаем, что процесс сотворения мира происходил шесть дней. Причем каждый вид сотворения состоял из трех этапов: 1- план-задание, 2- процесс сотворения, 3 — подведение итогов.  Например. «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так». 1- «да произведет земля…». 2 – «И создал Бог зверей земных…». 3 – «И увидел Бог, что это хорошо». По этой схеме происходили все сотворения, но ситуация изменилась, когда на 6-й день пришла очередь сотворения человека:

26 «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Бытие 1:26).

Как видим, приказной тон «да произведет» меняется на призыв, обращение к кому-то еще: «сотворим» принять совместное участие.

27 «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие 1:27).

И здесь мы видим, что человек создан только «по образу Нашему» и не хватает «по подобию Нашему».

А далее следуют рекомендации сотворенному в дальнейших делах и, подводя итоги сказано:

31 «И увидел Бог все, что Он создал, и вот хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестый» (Бытие 1:31).

И при подведении итогов обнаруживается, что Бог доволен пока только тем, «что Он создал», то есть, Своей долей сотворения: «по образу Нашему», а, значит, окончательное завершение процесса сотворения может произойти только после сотворения человека «по подобию Нашему». Но кто это должен совершить и к кому еще обращался Бог?

Вывод напрашивается сам – к человеку, которого Он создавал. И поэтому только человеку – единственному из живых существ на земле даны 223 гена, которые отвечают за разум и речь. Благодаря наличию этих ген, только человек способен преодолеть «забор» программы животных инстинктов и быть творческим существом способным изменить и преобразовать свою жизнь.

Поэтому СМЫСЛ ЖИЗНИ человека в «этой жизни» – стать подобием Божьим, к чему призвал нас Создатель в 26-м стихе Бытие! А потом аналогом прозвучал призыв Иисуса Христа: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матфея 5:48). А все остальные занятия человечества – бессмысленная суета, «строительства» в песочнице. И как конкретно встать на путь к «совершенному» много полезного подсказывает академик Д. Лихачев, но все равно этого мало, потому что может служить только определенной частью.

И, если судить по тому, что происходит в мире, человечество даже не пытается откликнуться на предложение Бога в 26-м стихе «Бытие» и продолжает упрямо идти в противоположном  этому направлении. И  ясно одно, что Бог бесконечно терпеть такую ситуацию не станет, о чем подсказывают участившиеся загадочные катастрофы, которые вынуждают официальные источники говорить неправду, потому что правда не поддается научному объяснению.

Потому что «Ну, вот совсем, абсолютно нет никакого смысла в этой жизни!», которая ведет в никуда.

PS. Но не только богословские недоразумения создают проблемы сделанному нам предложению в 26-м стихе «Бытие».

«Нельзя доказать, что Бога нет, но наука делает Бога ненужным» , —  Знаменитый британский физик-теоретик Стивен Хокинг.

Как говорит в своей статье академик Д. Лихачев: «Природа создавала человека много миллионов лет».

Не имея доказательств, и, используя только свой авторитет, наука настойчиво навязывает Природу вместо Бога. А большинство человеческого общества охотно это принимает, потому что Природа ни к чему не обязывает и делай все, что хочешь, поскольку никаких грехов не существует, жизнь одна, а потому в этой жизни нужно побольше урвать. Поэтому нынешнее человечество, несмотря на наличие 223 гена, живет по законам Природы, «где выживает сильнейший». А гены, которые «обслуживают разум и речь», в результате, вынуждены полностью работать на обслуживание этого закона (Природы), включая научно-технический прогресс, особенно в военной области, который сделал бессмысленным наше существование,  даже если твое поведение будет соответствовать тому, чему учит академик Д. Лихачев. Потому что эгоизм и агрессия у животных не могут иметь катастрофических последствий, поскольку  разрушительные возможности этих инстинктов ограничивает заложенная программа. В то же время разум человека способен, преодолеть «забор» заложенной в него программы животных инстинктов и помножить их разрушительные способности во множество раз, поставив, в конце концов, проблему выживания этого мира. 

Ваш покорный слуга не собирается навязывать Бога, как навязывает Природу наука, поскольку считаю, что современный человек достаточно развит, чтобы суметь, опираясь на логику, самостоятельно во всем разобраться и сделать выбор по зову сердца.

 

 

«Образ» и «Подобие» — не одно и то же, а две большие разницы и об этом можно узнать в статье: «БОЖЕСТВЕННЫЙ ЗАМЫСЕЛ. Новая версия происхождения человека» в рубрике «Божественный Замысел» на этом сайте. прим. автора.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий